Китайское боевое искусство кунфу / ушу

Прошло время, и в начале 80-х, после взрывного распространения карате начали появляться другие интересные направления восточных единоборств. В первую очередь это были различные школы китайского кунфу. Вообще то, оно, конечно, не кунфу, а гунфу, с ударением на первом слоге. Но так получилось, что китайское слово гунфу, означающее совершенное владение чем то, усердный труд, и т.п., сначала было переведено на английский, и превратилось в kungfu. Ну, а, в переводе с английского на русский, получилось знакомое кунфу.


Кунфу

Китайское боевое искусство, оказалось значительно более разнообразным, чем японское. Мы познакомились и со «звериными» школами, это когда за основу двигательного стереотипа брались повадки какого нибудь животного. Например змеи, обезьяны, или, даже, дракона. И с шаолиньским направлением, тем, что по легенде изначально было привнесено в Китай в 520-м году до н.э. буддийским проповедником Бодхидхармой, и начало развиваться в монастыре Шаолинь. И, конечно, с «внутренними» стилями, наиболее популярным из которых в итоге стал тай цзи цюань в разновидности Ян (хотя известны и другие: Чэнь, У, Сунь). Этот стиль, характеризуется мягкими, плавными и непрерывными движениями. Правда, он стал практиковаться преимущественно как оздоровительный, но есть мнение, что хорошие мастера могут использовать его и как боевой.


В общем, фанатам восточных боевых искусств в середине восьмидесятых было в чем разбираться. А понять, что представляет из себя тот, или иной стиль, какова его подлинная направленность, и, в конце концов, насколько он эффективен при применении в реальных условиях, было отнюдь не просто. Ну разве можно было, ничего не понимая в механике характерных для единоборств движений, после просмотра фильмов с молодым Джеки Чаном, усомниться в действености того, что он демонстрировал. Да и сюжеты фильмов были построены так, что хочешь не хочешь, а начнешь верить в существование таинственных секретов, которые открывал ему его старый учитель.


Это сейчас все встало на свои места, и мы знаем, что Джеки Чан в первую очередь замечательный актер, каскадер, и режиссер, сумевший, с присущим ему юмором представить миру китайское боевое искусство, а вовсе не супербоец. И что в его фильмах мы наблюдали хорошо поставленные сценические поединки. А тогда, после просмотра тоже хотелось отыскать где нибудь пыльную книгу с описанием секретных приемов.


Затронув тему кино о боевых искусствах тех времен, конечно же нельзя не вспомнить знаменитого китайского киноактера и мастера боевых искусств Брюса Ли. Мы с друзьями долго не могли придти в себя, впервые увидев его в фильме «Кулак ярости». Вне всякого сомнения, пятерка его наиболее популярных фильмов, я имею в виду от только что упомянутого, и до последнего, под названием «Смертельная игра», служили сильнейшим допингом огромному числу фанатов боевых искусств восьмидесятых. После просмотра очередного фильма хотелось немедленно идти в зал и тренироваться, тренироваться, тренироваться...


Но, все таки, что же это такое - китайское боевое искусство? Ответить на этот вопрос коротко и однозначно не получится, тем более в рамках короткой статьи. Тот факт, что исследованиям на эту тему посвящены серьезные научные труды, очевидно, говорит о том, что феномен этот достаточно сложен.


Китайскоге боевое искусство – ушу, а именно так оно издревле называлось, имеет многовековую мсторию. Имеются мнения, согласно которым ушу зародилось несколько тысячелетий назал, ведь примерно таков порядок возраста китайской цивилизации. Согласно же мнению известного китаеведа А.А. Маслова, ушу зародилось не ранее IV – го века.


Но в любом случае, в его развитие внесли вклад многие поколения мастеров. В итоге, ушу развилось в сложный многоплановый феномен, в котором двигательная практика переплелась с духоной. Традиционно, ученики в ходе занятий не только учились правильно двигаться, эти занятия оказывали сильнейшее влияние на их мировоззрение, толкали к постижению себя, к поиску гармонии с окружающим миром. В общем, эти занятия сильно меняли личность занимающихся.


Кунфу

Вот таким образом ушу развивалось до середины ХХ – го века, до тех пор, пока в Китае на государственном уровне не была проведена его реформа, согласно которой, это боевое искусство было превращено в разновидность спортивных занятий. Целью этих занятий стало разучивание определенных комплексов движений, и точное их выполнение. Что то вроде спортивной гимнастики, но с китайским содержанием. Какие либо духовные аспекты были исключены. Возможности практического применения, как средства противостояния, современное спортивное ушу также лишилось.


Именно отреформированный, спортивно-гимнастический вариант китайского боевого искусства в начале 80-х начал распространяться в СССР под названием ушу. В противовес ему, боевое направление, где целью занятий было овладение навыками боевого противостояния, называли тогда кунфу.


Что же представляет китайское боевое искусство в нашей стране сегодня? Наибольшую популярность получило официальное, спортивное ушу. Думаю, в любом городе можно найти секции, где оно преподается. Дети могут заниматься с самого раннего возраста. Их ждут красочные костюмы, поездки на фестивали и соревнования. Кстати, наши спортсмены регулярно занимают высшие призовые места на чемпионатах мира по спортивному ушу.


Кроме того, некоторую популярность получила появившаяся в результате вышеупомянутых китайских реформ состязательная версия официального ушу под названием саньда. Здесь проводятся соревнования в поединках с использованием ударной и бросковой техники, по правилам, похожим на правила рукопашного боя.


Помимо спортивного ушу, развивается ушу оздоровительной направленности, преимущественно на основе различных версий тай цзи цюань. В основном, это занятия для взрослых.


Ну, и, конечно, продолжают появляться и развиваться школы традиционного китайского боевого искусства, в которых обучают различным боевым стилям, например ряду версий стиля винчун. Но процент занимающихся в них от общего числа занимающихся восточными единоборствами невелик.


Из вышесказанного следует, что современный этап существования китайского боевого искусства характерен тем, что официальная политика Китая не поддерживает его развитие как средства реального боевого противостояния, наполненного сложным духовным содержанием, а, на мой взгляд, именно эти его аспекты наиболее ценны. К тому же, разочаровывает то, что на основе столь гигантского наследия боевых традиций Китая, эта политика не породила никакое сколь либо значимое в мировом масштабе спортивное единоборство. Не беру в расчет саньда, масштаб популярности которого несоизмерим с популярностью японских и корейских состязательных единоборств, в первую очередь карате и тхэквондо.


Конечно, традиционное китайское боевое искусство не умерло. Оно продолжает жить в виде сохранившихся закрытых семейных школ, которых еще много в Китае. Но, попасть на обучение в них, иностранцу, обычно, крайне сложно. А, как показывает практика, большое число разъехавшихся по всему миру специалистов, которые берутся преподавать традиционное ушу, либо не совсем компетенны, либо сознательно не открывают значимые нюансы этого искусства, без которых оно во многом теряет свою ценность.


Хотя, надо отметить, что в XXI – м веке информация распространяется, все же, намного легче и быстрее чем раньше. Поэтому, те, кто всерьез заинтересовываются истинными секретами традиционных китайских школ, рано или поздно находят пути к этим знаниям.


А. Половинкин 6.05.2015


 <<предыдущая часть  следующая часть>>
Система Orphus

© Copyright "А. Половинкин" 2004-2017